Домой Творчество Большеохтинский Сфинкс: память о прошлом через искусство

Большеохтинский Сфинкс: память о прошлом через искусство

110
0

В 2024 году на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге появился новый монумент — Большеохтинский сфинкс. Создателем скульптуры является Алексей Благовестнов, известный член-корреспондент Российской академии художеств. Работа заняла у него несколько лет: он трудился с 2021 по 2024 год. Заказчик — Арсений Власов. Он решил посвятить монумент своей семье Власовых-Саркисян. В итоге получилось настоящее произведение искусства. Оно посвящено не только упомянутой семье, но и истории северной столицы.

Сфинкс как отражение Петербурга

Петербург уже очень долго ассоциируется именно со сфинксами. Изваяния, которые расположены на Университетской набережной, словно охраняют город. Но Большеохтинский сфинкс отличается от своих собратьев. Он следит за спокойствием людей. Это первый сфинкс, который смотрит не на реку, а на землю. И символизирует в первую очередь память.

Алексей передал через свое творение образ Петербурга. Это особенный город, в котором даже время будто идет совершенно не так. Сфинкс — это воплощение городской памяти. Он хранит архитектуру, живопись, истории о судьбах и вере, мужестве. Можно сказать, что скульптор смог передать все тонкости души Петербурга.

Picture background

Особенности композиции

В фигуре сфинкса реализовано очень много узнаваемых образов. На его голове находится двойная корона, плавно перетекающая в фигуру ангела с крестом, который расположен на Александровской колонне. Надо лбом располагается шпиль Петропавловского собора.

Внизу можно увидеть Московские ворота. Они указывают на связь между двумя российскими столицами. Они встроены в пирамиду, которая отсылает на архитектуру Царского Села. А над воротами скульптор передал сцену «Бегство в Египет» Тициана. В библейском мотиве, на который была сделана отсылка, заказчик увидел историю собственного рода.

Далее находится знаменитый Медный всадник, а после можно увидеть Ростральную колонну с Самсоном из Петергофа. По краям фасада стоят апостолы Петр и Павел с картины Эль Греко. Они как бы обрамляют всю композицию.

Обратная сторона монумента тоже изобилует интересными деталями. Это и колокольня Николо-Морского собора, и фронтон Казанского собора, и Александрийский театр, и многое другое. Все детали легко узнаваемы и гармонично вписываются в общую картину.

Особого интереса заслуживают Святой Себастьян и Лютнист Караваджо, а также Мефистофель-Шаляпин с фасада дома Лишневского. Также внимание привлекают так называемые ворота смерти. Через них когда-то проходили приговоренные к казни люди в последний раз. На хвосте сфинкса можно увидеть копию «Скорчившегося мальчика» Микеланджело.

Воплощенная история семьи

В середине композиции расположены три фигуры. Они буквально лежат на спине сфинкса, словно защищенные его крыльями. Это отец, мать и сын. Причем скульптор воплотил образы реальных людей. Именно их история стала основой истории.

В центре находится Сергей Власов. Именно ему посвящен монумент. Его защищает крыльями ангел, Людмила Власова — его мать. А с левой стороны находится отец мужчины, Сергей Саркисян. Его воплотили в образе апостола Петра. Стоит отметить, что Благовестнов вдохновлялся фигурой «День» Микеланджело. Это символ пробуждения и вечного света.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Roxette – Премьера лучшего Хита «It Must Have Been Love», 1987

Отец и мать формируют два крыла сфинкса. Это символизирует то, что они защищают сына, поддерживают его в любых обстоятельствах. Используя семейную историю, Алексей рассказывает о чем-то более глобальном. Он раскрывает важность неразрывной связи поколений, человеческого достоинства. Показывает, как искусство помогает преодолеть даже смерть.

Художественный метод Благовестнова

Алексей Благовестнов любит показывать в своих работах синтез нескольких реальностей. Он рассматривает предметный, духовный и культурный мир. Его творчество сочетает элементы живописи и скульптуры, священные символы и привычные бытовые вещи. В итоге получается нечто действительно уникальное и особенное. Рассматривать его творения действительно любопытно.

В Большеохтинском сфинксе Алексей использовал прием, который сам зовет «синтез смыслов». Он не просто пытается передавать определенные архитектурные образы или детали из живописи. Его руками создаются пластические символы. Каждый элемент имеет смысл, несет в себе определенные эмоции и память. Он показывает, что время многослойно.

«Сфинкс» раскрывает идеи, которые автор ранее исследовал в своих выставках. Он всегда ставил вопросы о границах между искусством и реальностью, возможностью диалога между человеком и культурой.

В чем символизм памятника

Сфинкс всегда символизировал молчаливое знание, которое находится на стыке жизни и смерти. В древние времена он охранял дороги и гробницы, часто задавал путникам различные вопросы. И Благовестнов сохранил этот смысл в своем творении, но придал ему образ доброй памяти.

Он ни о чем не спрашивает, а выражает сострадание. Взгляд у него обращен не на Неву, а будто бы в душу человека. Сфинкс объединяет мир живых и мертвых, являясь как бы мостом между настоящим временем и вечностью.

В композиции есть и метафора на сам Петербург. Она говорит о том, как чудесен этот город, возникший на стыке между водой и землей, реальностью и мечтой, светом и тьмой. Скульптура кажется строгой, но она излучает внутреннее тепло.

Об авторе

Алексей Благовестнов — выходец из семьи скульптора и художницы. В творческой атмосфере он находился с самого детства. Учился он в Московском художественном институте имени Сурикова. Там сформировался как мастер монументальной пластики.

Сейчас же его считают одним из самых оригинальных российских скульпторов. Его произведения выставлялись в самых разных местах. Например, в музее-заповеднике «Ростовский Кремль», а также в различных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга. За рубежом он тоже известен. Критики отмечают, что в его творчестве заметно влияние как классической школы, так и современного искусства.

Алексею Благовестнову в своем творении удалось достичь удивительного баланса между искусством и реальностью, скорбью и надеждой. Созданный им сфинкс указывает на бессмертие человеческой души. Он говорит, что любовь сильнее времени.