Домой Все обо всем «Долго тебе не простоять». Что связано с постройкой главного храма России

«Долго тебе не простоять». Что связано с постройкой главного храма России

214
0

"Долго тебе не простоять". Что связано с постройкой главного храма России

Девяносто лет назад в Москве взорвали храм Христа Спасителя. В советские годы «свято место» отдали под Дворец Советов, но потом построили огромный бассейн. В народе считали: причина архитектурной чехарды на Волхонке — давнее проклятье. Однако есть и рациональное объяснение. О загадках московской святыни — в материале РИА Новости.

Несбывшиеся планы

После принятия декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» повсеместно начали закрывать церкви и монастыри. Коснулось это и главной святыни императорской России — храма Христа Спасителя.

В полдень пятого декабря 1931-го на Волхонке прогремели два мощных взрыва — громадный кафедральный собор превратился в руины.

На месте прежней святыни должна была возникнуть новая — грандиозный Дворец Советов. Его начали строить в 1937-м. Проект приостановили из-за Великой Отечественной войны. А после смерти Сталина от прежних планов вовсе отказались.

До конца 1950-х зияла огромная яма с остатками фундамента сталинской высотки. А в 1960-м тут открыли круглогодичный бассейн «Москва». Смену зданий на Волхонке иронично отражала поговорка: «Был храм, потом хлам, а теперь срам».

Но некоторые горожане находили этому мистическое объяснение.Взрыв храма Христа Спасителя

«Страшное проклятие»

Изначально собор в честь героев Отечественной войны 1812 года (будущий храм Христа Спасителя) хотели возвести на Воробьевых горах, где сейчас главное здание МГУ. Но в 1837-м царь Николай I выбрал другую локацию — Алексеевский холм на Волхонке.

Мешало одно обстоятельство: там располагался Алексеевский женский монастырь XIV века. Николай I повелел переселить обитель в Красное село (район станции метро «Красносельская»), а все монастырские здания снести. Ходит легенда, что игуменья прокляла проект. Возмущенная, она якобы воскликнула в сердцах: «И пятидесяти лет здесь ничто не простоит!»

Служители современного храма, однако, с улыбкой говорят: «Эта история — не более, чем вымысел».Алексеевский монастырь в Москве

«Никакая игуменья не произнесла бы подобных слов. А уж тем более они не могли исходить из уст настоятельницы Алексеевского монастыря. Ведь известно, что она была высокой духовной жизни», — объясняет протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь храма Христа Спасителя.

По его словам, покидая монастырь, игуменья сказала: «Бедный, недолго ему здесь стоять». Однако позднее эту фразу народная молва переделала в страшное проклятие.

Отец Михаил добавляет: в сносе нет ничего экстраординарного.

«Такая практика существовала всегда, — говорит он. — Старые монастыри и храмы разбирали, на их месте возводили новые. Например, первый Успенский собор в Кремле снесли. Тот, что сейчас, — второй по счету».Вид на храм Христа Спасителя и памятник императору Александру III

Веяние времени

Легенду о 50-летнем сроке отчасти подпитывают исторические факты. Храм Христа Спасителя простоял всего 48 лет, социалистическое святилище вовсе не построили — лишь заложили фундамент. А бассейн проработал 44 года.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Байден анонсировал новые переговоры с участием США, НАТО и России

Однако всем совпадениям есть вполне разумное объяснение.

«Храм Христа Спасителя олицетворял национальную идеологию. Советская же Москва в недалеком будущем должна была стать столицей мирового коммунизма. Поэтому здание храма воспринимали как нечто чуждое», — объясняет член координационного совета общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов.Дворец Советов

То же касается и Дворца Советов. По словам Михайлова, в войну государственные ценности переориентировали на национальные корни, что отразилось и в архитектуре. Например, в сталинских высотках отчетливо прослеживаются элементы древнерусского зодчества. Так что вненациональный проект стал неуместным.

По схожей причине, продолжает эксперт, закрыли и бассейн «Москва»: «Это желание исправить историческую несправедливость. Безвозвратно ушедшие памятники старины — Сухарева башня, Красные Ворота — это раны на теле столицы. Поэтому со временем возникает желание восстановить их. Конечно, храм Христа Спасителя был первым в этом списке», — объясняет Михайлов.

Обломки империи

Отрицают ученые и то, что облицовкой храма украсили станции московского метро. Соборным мрамором якобы выложили стены «Кропоткинской» и «Охотного Ряда», а на «Новокузнецкой» установили скамьи из главного собора.Станция «Новокузнецкая» московского метрополитена

«Утверждения об этом есть в краеведческой литературе. Но подтверждающих документов лично я ни разу не видел», — говорит общественник.

Точно известна только судьба плит с именами героев войны 1812 года: ими выложили лестницу в Третьяковской галерее. Факт вскрылся, когда в конце 1990-х в здании начали капитальный ремонт.

После взрывов чудом уцелели и несколько горельефов (скульптурных выпуклых изображений) наружной облицовки. Их хранят в Донском монастыре в Москве. По словам Рязанцева, скульптуры хотели поместить на прежние места в новом храме. Но экспертиза показала, что трогать их нельзя: могут рассыпаться.Оригинальная отделка храма в Донском монастыре

Также некоторые москвичи ошибочно полагают, что нынешнее здание стоит на фундаменте Дворца Советов. Другие возражают: «Части бассейна «Москва» послужили для него опорой». Впрочем, заблуждаются и те, и другие.

«От бассейна ничего не осталось, — рассказывает ключарь.— В 1990-е для будущего храма вырыли новый котлован. А от Дворца Советов сохранилось огромное стальное кольцо для фундамента. Но храм опирается на эту конструкцию лишь частично».

Самые популярные заблуждения горожан связаны с залом Церковных Соборов современного комплекса. Люди возмущаются: «Как может светское помещение соседствовать с домом Божьим?» и «богоугодно ли проводить концерты прямо под собором?»

«Непосредственно под храмом есть еще один — так называемый нижний храм. Зал Церковных Соборов не там», — поясняет протоиерей.

Полностью же весь комплекс — в том числе и упомянутый зал — принадлежит Москве.