Домой Строительство Определение объемов земляных работ при проектировании ЖД пути необщего пользования

Определение объемов земляных работ при проектировании ЖД пути необщего пользования

103
0

Расчет объемов земляных работ – важная составляющая проекта подъездного пути или другого вида путевого хозяйства. Если говорить о доле затрат на земляные работы в общей сумме затрат, то при строительстве железной дороги общего пользования они составляют примерно 1/16 долю, при строительстве путей необщего пользования – до 1/5 доли. Такая разница возникает, поскольку при проектировании Ж/Д пути необщего пользования можно заложить использование старогодных материалов для сокращения расходов.

Расчет объема земляных работ в составе проектирования ЖД путей необщего пользования

Земляные работы при строительстве железной дороги – это совокупность мероприятий по обустройству насыпей и выемок, водоотводных устройств, защитных и укрепительных сооружений. К ним же относится расчистка участков под строительство.

Упрощённый план устройства земляного полотна (ход земляных работ):

  • Растительность вырубают, пни выкорчевывают.
  • Почвенный растительный слой срезают, затем утилизируют в соответствии со стандартами. Например, глину и чернозем развозят в разные места – чернозем нельзя просто так куда-то высыпать, это ценный ресурс.
  • После срезки растительного слоя проводят срезку грунтов до проектной отметки и до достижения материкового грунта.
  • Уплотняют грунт до коэффициента уплотнения 0.95 и больше.
  • Отсыпают насыпь ЖД пути из суглинка с послойным уплотнением.
  • Обустраивают насыпь ЖД пути из дренирующего грунта (песка) с послойным уплотнением.
  • Обустраивают щебеночное основание (минимум 20 см в соответствии с ГОСТом) с использованием щебня твердых горных пород.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Стальное строительство позволяет возвести жилой дом за 8 месяцев

Проектирование пути необщего пользования включает поиск следующих решений: варианты распределения грунта вдоль строящегося ЖД участка, подбор средств механизации, выбор технологии производства работ. Все эти задачи могут быть выполнены различными способами. Задача проектировщика – подыскать оптимальный способ их выполнения. От его опыта и знаний зависит конечная стоимость проекта.

Приведем пример из опыта нашего теперь уже заказчика. Подрядчик строил по проекту, выполненному проектным бюро. Согласно документации, срез грунта необходимо было выполнить до проектной отметки. Исполнители срезали, не перепроверив за проектировщиком. На стадии укладки верхнего строения пути, через пару дней, грунт просел под тяжестью ЖД. Это случилось из-за того, что проектная отметка грунта не совпадала с материковой. Грунт был влажный, из-за чего просел. Проектировщик должен был это учесть и указать отметку ниже той, что заложил в проект. Итог его «небольшого» просчета – необходимость разобрать весь путь. Фактически, пришлось строить все заново, что привело к огромным потерям средств заказчика.

Данные, необходимые для определения объемов земляных работ при проектировании ЖД

Расчеты проводятся с помощью программного обеспечения, проверяются специалистом. При наличии косогоров, в случае, если часть насыпи включает трубы, в результаты вносятся правки.

Для расчета потребуются следующие данные:

  • план и профиль;
  • данные о ширине основной площадки земляного полотна в зависимости от грунтов и категории ЖД;
  • уклоны откосов и поперечный уклон местности;
  • рабочие отметки;
  • сведения о грунтах.

Итогом работы проектировщика в части проектирования земляных работ становятся технологические карты на возведение насыпи, разработку выемки, план производства земляных работ.