Домой Строительство Технология намыва Васильевского острова — от прошлого к настоящему

Технология намыва Васильевского острова — от прошлого к настоящему

243
0

В прибрежных мегаполисах намыв используется как проверенный способ расширения территории. Увеличение пространства необходимо крупным городам, поскольку они своей насыщенной экономической и культурной жизнью привлекают людей, а новым горожанам требуется недвижимость для жизни, места для отдыха и работы. Проектирование намывных участков — эффективный метод удовлетворения этих потребностей.

Мегаполисы расширяются за счет намывных территорий во многих странах мира. Яркий пример — искусственно созданный остров Одайба в Японии, где расположен известный токийский парк развлечений с самым большим колесом обозрения в мире. Намыв широко применяется также в Гонконге, ОАЭ, Сингапуре и США.

В России такой способ расширения земель тоже востребован. В Санкт-Петербурге его применяют с момента основания города. Во времена Петра I на насыпных территориях появились Летний сад и Троицкая площадь. Развивали эту технологию и в советский период: благодаря ей произведена застройка по улицам Наличной, Кораблестроителей и западней от метро «Приморская». В 2000-х гг. началось искусственное создание земель по проекту «Морской фасад».

В статье рассмотрим историю применения намыва в Северной столице, поговорим об особенностях технологии.

Намывные территории Петербурга: как это было

Необходимость в укреплении грунта и намыва участков стала очевидна с момента основания Санкт-Петербурга. Город строился в низине в устье Невы и недалеко от залива, местность на островах и вдоль рукавов реки была заболоченной. Кроме того, серьезную проблему представляли наводнения. Все эти факторы требовали проведения инженерных работ: дренажа участков, стабилизации почвы, повышения подтопляемой территории и укрепления берегов.

В 1706 году начались работы по расширению Заячьего острова и поднятию высотных отметок набережных Невы и Мойки. Берега укреплялись за счет деревянных стенок. Делалось это так: шпунтом отделывались деревянные каркасы, за которые засыпалась земля, конский навоз или песок. Потом территория выравнивалась.

Похожая работа по берегоукреплению проводилась также в Ораниенбауме, Стрельне и Петергофе. Заячий остров расширили за счет новых участков на свайном основании, сделанном прямо в водах Невы. Позже на них возвели фортификационные сооружения.

В XVIII веке активно развивали портовую инфраструктуру. Для этой цели намывали территории Васильевского острова со стороны Малой Невы. Сюда были переведены каботажный и международный порта. На насыпных участках разместили причалы, таможенные и складские помещения. Работы велись и в западной части острова, где была построена гавань для Балтийского галерного флота.

В этот же период напротив Васильевского острова происходило создание новых территорий на болотистой местности. Для этого расчищалась территория. На неё завозился грунт и песок, которые затем равномерно распределяли и уплотняли. Выравнивание участков делалось для размещения особых складов, в которых впоследствии хранили пожароопасные товары. Сейчас эта местность известна как Тучков буян.

В XIX столетии с развитием промышленности городу потребовались новые площади. Намывали территории для реализации проекта Хлебного порта и его инфраструктуры, казенных складов, которые заняли небольшие островки — Сельдяной, Масляный и Сальный буяны.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Паркет «французская елка» в интерьере

В проектах XX века искусственное расширение земель подчинялось не только утилитарным задачам. Градостроители планировали парковые зоны и жилые кварталы.

Во второй половине прошлого столетия площадь города увеличилась на 3000 га. С помощью намыва к острову Декабристов был присоединен остров Вольный. Расширен Васильевский остров: созданы и благоустроены улицы Наличная и Кораблестроителей, открыт Морской вокзал.

Новейшая история

Знаковый проект нашего времени — «Морской фасад». Он предполагает комплексное развитие Васильевского острова: создание 476 га для строительства жилых домов и коммерческих помещений, открытие пассажирского порта.

Реализация плана началась в 2006 году. Порт заработал в 2008 году. Сегодня завершен намыв в южной части. Строительством на новых участках занимается несколько компаний, в том числе «Группа ЛСР». Здесь компания реализует проект бизнес-класса «Морская набережная», который предусматривает строительство жилых зданий и всей необходимой инфраструктуры.

Этот же девелопер формирует северную часть намыва. После поднятия высотных отметок на территории построят квартал «Новый Васильевский», жилой комплекс с развитой инфраструктурой.

На официальном сайте проекта «Группа ЛСР» демонстрирует, как будут выглядеть здания, и рассказывает о благоустройстве пространства. Предполагается обустройство набережной, создание парка, зеленых зон для прогулок, мест для тренировок и отдыха, пляжной зоны, строительство социальных объектов — школ, детских садов и поликлиники. Их будут возводить параллельно с жилыми корпусами, чтобы жители новых домов сразу ощутили все удобства нового современного района. Полностью работы по проекту планируют завершить в 2034 году.

Технология намыва Васильевского острова: особенности

Работа по намыву земель ведется в несколько этапов:

  • По периметру будущей территории строят ограждающую дамбу. Саму территорию заполняют морским песком.
  • Песок достают со дна Финского залива в 130 км от города. Сперва его разрыхляют, а затем пульпу, смесь песка с водой, перекачивают на борт и отправляют к берегу.
  • Судно швартуют к гидроперегружателю, который снова размывает сыпучий материал. Это нужно для того, чтобы полученную смесь по трубопроводу доставить на берег.
  • На участке песок укладывает и стабилизирует специальная техника.

В процессе создания территории используется разная спецтехника: сухогрузы, гидроперегружатели, землесосы, бульдозеры, экскаваторы и т.д. При работе в северной части острова «Группа ЛСР» применяет технику и суда из своего собственного флота.

Поднятие высотных отметок производятся с учётом экологических требований. Девелопер ответственно подходит к вопросу охраны природы.

Северный намыв территории начался только после получения государственной экологической экспертизы о том, что проектная документация соответствует необходимым нормативам.

Для минимизации рисков компания

  • следит за состоянием воздуха и воды;
  • утилизирует отходы по правилам безопасности;
  • контролирует донные отложения;
  • регулярно выпускает мальков рыб для поддержания их численности в Неве и Финском заливе.

Текущие работы

Продолжается работа по формированию земельных участков. Намыв территории планируется завершить в 2026 году. К этому же времени будет доработан план и документация застройки.

Над проектом трудятся 5 архитектурных бюро. Связующим звеном для всех строений выбран облицовочный материал, клинкерный кирпич. Застройщик ответственно подходит ко всем этапам реализации плана, поэтому есть все основания ожидать, что в скором будущем в Петербурге появится новое место притяжения горожан и гостей города.